Маркировка товара в Беларуси: какие товары подлежат и как их экспортировать в Россию
В статье обсудили, как маркировать товары в Беларуси и экспортировать их в Россию. А ещё разобрали, как действовать, когда продаёте товары, которые подлежат обязательной маркировке, по модели продаж «Маркетплейс» (FBS).
В Беларуси, как и в других странах ЕАЭС, действует маркировка, которая нужна для определённых категорий продукции. Товары маркируют средствами идентификации (СИ).
Что такое маркировка СИ и для чего она нужна
Средство идентификации (СИ) — это уникальный набор символов в формате, который может считать сканер: штрихкод, записанная на радиочастотной метке информация или другой метод автоматической идентификации, который используют, чтобы распознавать конкретные экземпляры товаров.
Зачем нужна маркировка:
- помогает обеспечивать безопасность — защищать потребителей от некачественной или контрафактной продукции,
- способствует легитимности — позволяет различать легальные товары от нелегальных, включая контрафакт и подделки.
В Беларуси маркировку товаров регулируют Указом Президента Республики Беларусь №243 от 10 июня 2011 г. «О маркировке товаров»
Все производители обязаны маркировать свои товары. Это касается как местных, так и иностранных производителей, которые поставляют продукцию на белорусский рынок.
Маркировка должна содержать ряд обязательных данных, включая наименование товара, состав, условия хранения и сроки годности, а также сведения о производителе.
Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки.
- Меховые изделия маркируют RFID-метками — микрочипами, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте.
- Обувь, одежду — двухмерными штрихкодами DataMatrix. Они напоминают QR-коды, но обеспечивают более высокий уровень защиты.
Как правильно наносить маркировку
Это пример макета готовой этикетки:

- Маркировку важно наносить на элементы упаковки, которые нельзя снять без повреждений. Она должна быть на потребительской и групповой упаковке, на наборах и комплектах товаров.
- Её нельзя печатать на прозрачной обёрточной упаковке или других внешних упаковочных материалах.
- Другая маркировка или информация не должна перекрывать её.
Детали можно узнать на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. А подробности о правилах нанесения маркировки — в инструкции «Как продавать товары с КИЗ»
Что такое государственная информационная система маркировки товаров в Беларуси
В Беларуси действует государственная информационная система маркировки товаров «Электронный знак». Она позволяет отслеживать перемещение продукции в режиме реального времени, помогает контролировать их качество и безопасность.
Основные функции системы маркировки
- Система создаёт уникальные коды для каждого товара, собирает, обрабатывает и хранит информацию в соответствии с действующими законами и техническими стандартами.
- Обеспечивает информационное взаимодействие с операторами систем маркировки стран ЕАЭС.
- Помогает производителям, дистрибьюторам, розничным магазинам разобраться в тонкостях маркировки и обеспечить правильную работу с товарами. В разделе «Вопросы и ответы» есть полезные советы.
Какие товары подлежат маркировке в Беларуси
Вот список товаров, которые обязательно нужно маркировать:
- молочная продукция,
- лёгкая промышленность,
- обувь,
- шины и покрышки,
- меховые изделия,
- консервированная продукция. Например, рыбные консервы в жестяной банке, икра осетровых и её заменители, изготовленные из икринок рыбы.
Полный перечень товаров, подлежащих маркировке в Беларуси, можно изучить в постановлении «О подлежащих маркировке товарах»
Пилотные проекты
Пилотный проект — пробный запуск, который помогает протестировать новую систему перед её полным внедрением. Например, пилотно действует маркировка ювелирных изделий. Этот проект стартует на добровольной основе и регулируется постановлением «О реализации пилотного проекта по маркировке ювелирных изделий».
Какие товары подлежат маркировке в России и как получить коды
Россия, как и другие страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), создаёт единую таможенную зону и активно внедряет маркировку для определённых групп товаров. Это значит, что участники товарооборота обязаны сообщать о поступлении маркированных товаров в государственную информационную систему «Честный знак». Это касается всех товаров, которые ввозят из других стран ЕАЭС.
Когда импортируете товары в Россию, важно помнить: промаркировать товар нужно до того, как он пересечёт границу. Если товар подлежит маркировке, но не имеет соответствующих знаков, его считают контрафактным.
Список товаров, которые подлежат обязательной маркировке в России, может меняться. Отслеживайте обновления на официальных сайтах национальных систем маркировки стран ЕАЭС и на сайте «Честный знак»
Есть 2 способа получить коды маркировки.
- Заказать коды маркировки для России.
- Использовать коды национальной системы маркировки, по которыми действует взаимное признание между странами.
Обсудим оба.
Как заказать коды маркировки для продажи товаров в России
1. Зарегистрируйтесь на сайте GS1 Беларуси, чтобы получить коды GCP (Global Company Prefix) и GLN (Global Location Number).
GCP — это префикс, используемый при генерации GTIN и GLN, он включается в номер GTIN.
GLN — это глобальный номер местоположения. Он состоит из 13 знаков и содержит информацию о местоположении вашей организации или её объектов. Он может обозначать разные места: склады, магазины, производственные площадки или офисы.
Основная цель этого номера — повысить точность и эффективность обмена данными, обеспечить чёткую идентификацию в бизнес-процессах. Например, в логистике и торговле, где важно отслеживать товары и услуги.
Если ваши товары маркируются унифицированными контрольными знаками (УКЗ), GLN можно не получать
2. Зарегистрируйтесь в системе маркировки «Электронный знак».
- Зайдите на сайт «Электронный знак» и заполните заявку на подключение к системе.
- Ознакомьтесь с публичным договором, который предлагает оператор, и подтвердите своё согласие с его условиями.
- Получите реквизиты. Когда отправите заявку, оператор вышлет реквизиты личного кабинета и инструкции, как войти и использовать.
Если вы уже зарегистрированы в системе, но не подключили нужную товарную группу, отправьте заявку на добавление группы товаров по адресу support@datamark.by
3. Опишите товар в Банке данных электронных паспортов товаров, чтобы получить GTIN (Global Trade Item Number).
GTIN — это уникальный код, который присваивают товару. Он необходим, чтобы оформить заявку на получение кодов маркировки товаров. Без GTIN присвоить код товару невозможно.
Чтобы получить GTIN, зайдите на сайт GS1 Беларуси, откройте раздел «Услуги» и следуйте инструкциям.
4. Добавьте GTIN в каталог маркировки. Перейдите во вкладку «Товары» и внесите полученные GTIN.
5. Закажите коды маркировки. В разделе «Заказ кодов» укажите тип СИ — «Код стран ЕАЭС идентификации товара».
6. Нанесите коды маркировки на товар. Теперь можно продавать маркированные товары — создавайте отгрузку и указывайте Wildberries как получателя.
Реквизиты Wildberries:
ООО «РВБ»
ИНН: 9714053621
ОГРН: 1247700471919
КПП: 507401001
Юридический адрес: 142181, Московская область, г.о. Подольск, д Коледино, тер. Индустриальный парк Коледино, д. 6 стр. 1.
Между системами налажена интеграция: экспортёр загружает коды и указывает получателя. Получатель на стороне РФ в личном кабинете «Честный знак» получает файл с кодами и принимает их в систему. Коды маркировки вводят в оборот на территории РФ автоматически, когда подписывается документ «Приёмка из ЕАЭС» в системе «Честный знак».
Вы можете заказать коды маркировки в Беларуси для следующих категорий товаров:
- духи и туалетная вода,
- фотоаппараты и лампы-вспышки,
- упакованная вода,
- БАД,
- безалкогольные напитки,
- консервированная продукция,
- лекарственные препараты для ветеринарного применения,
- корма для животных.
Как использовать коды, по которым действует взаимное признание
Между Беларусью и Россией существует взаимное признание кодов маркировки для определённых категорий товаров. Используйте коды национальной системы маркировки, если ваши товары есть в списке:
- обувь,
- товары лёгкой промышленности,
- шины и покрышки,
- молочная продукция,
- мех.
Как провести трансграничное перемещение товаров
Чтобы продавать товары на территории России, выполните трансграничное перемещение, а для этого оформите документ «Отгрузка» в системе. Этот документ помогает обмениваться информацией между российским импортёром и экспортёром из страны ЕАЭС.
Сформировать документ «Отгрузка» и трансграничное перемещение необходимо одновременно с созданием поставки. В документе следует указать номер и дату поставки или номер и дату сборочного задания
Когда передадите документ об отгрузке товаров на территорию России, их выведут из оборота в национальной системе маркировки и примут в системе «Честный знак». Дальше выводить товары из оборота будет Wildberries при продаже товара.
Как передать информацию о маркированных товарах на портал WB Партнёры
Если вы торгуете товарами, которые подлежат обязательной маркировке на территории РФ, и хотите, чтобы они были доступны покупателям Wildberries в России, выполните 2 условия.
- Укажите необходимость маркировки. В карточке товара поставьте галочку «Нужна маркировка КИЗ». Тогда покупатели смогут видеть ваши товары.
- Нанесите маркировку на сам товар. Без неё его не примут на складе Wildberries.
Важные детали
- Если не планируете продавать товары с обязательной маркировкой в России, не ставьте галочку «Нужна маркировка КИЗ».
- Если указали в карточке, что товару нужен КИЗ, но не нанесли его на упаковку, Wildberries вернёт такой товар в пункт выдачи, который указали в вашем личном кабинете.

Подробнее о правилах нанесения маркировки можно узнать в инструкции «Как продавать товары с КИЗ»
Как узнать, подлежит ли товар обязательной маркировке в России
- Перейдите в раздел «Товары и цены» → Карточка товара → Загрузки.
- Прокрутите страницу вниз и выберите параметр «КИЗ».
- Установите отметку «Нужен».
- Нажмите кнопку «Скачать данные» и скачайте архив.
- Откройте скачанный файл и проверьте столбцы «Значение КИЗ в КТ» и «Рекомендация по маркировке». Убедитесь, что в поле «Значение КИЗ в КТ» указано правильное значение. Если нет, внесите изменения и сохраните файл.
- Вернитесь в раздел «Карточка товара» → Добавить → Редактирование карточек → Загрузить файл.
- Выберите файл, который вы открывали на предыдущем шаге, и нажмите «Сохранить».
Когда будете выбирать наименование товара, система подсветит код ТН ВЭД и необходимость нанесения СИ
Убедитесь в правильности кода ТН ВЭД вашего товара — проверьте код в сертификате соответствия или декларации о соответствии. ТН ВЭД — это товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, своего рода классификатор товаров для таможни.

Как отгружать товары на Wildberries по модели «Маркетплейс» (FBS)
Если продаёте товары, подлежащие обязательной маркировке СИ, и работаете по модели продаж «Маркетплейс» (FBS), предоставьте информацию по маркировке в разделе «Сборочные задания».
1. Перейдите в раздел «Поставки и заказы» → Сборочные задания → На сборке.
2. Выберите нужную поставку.
3. Перейдите в «Идентификатор товара» и выберите «Добавить КИЗ».

Внесите СИ для каждого товара, для которого код обязателен.
4. Чтобы добавить СИ для каждого товара отдельно, нажмите «+» в столбце «КИЗ».
5. Чтобы добавить СИ сразу для нескольких товаров, скачайте шаблон в формате XLSX — сначала нажмите «Скачать шаблон» и заполните его. Затем загрузите обратно — нажмите «Загрузить массово».
6. Нажмите «Сохранить».

Если товар отгрузили без кодов маркировки или код невозможно считать, товар отправят обезличенным в пункт самовывоза, который вы указали в личном кабинете. Рекомендуем проверять читаемость кодов перед отгрузкой. Одна из основных ошибок — слишком маленький код на этикетке или плохая печать
Поставка с обязательной маркировкой
Разделы кабинета на портале WB Партнёры взаимосвязаны. Если вы правильно ввели код ТН ВЭД в карточке товара, при создании поставки на этапе «Упаковка» у товаров автоматически появится надпись «КИЗ».
Советы
- Не дублируйте СИ на разных товарах и проверяйте маркировку перед отгрузкой. Например, заранее отсканируйте маркировку с помощью камеры телефона, чтобы проверить данные.
- Не забывайте о документах. Когда формируете документы для отгрузки, обязательно указывайте номер поставки, которую создали на портале WB Партнёры.
Когда Wildberries принимает поставку, сканирует каждую единицу товара. Здесь важно проверить:
- читаемость кода,
- правильность статуса,
- количество единиц товара.
Это обычная приёмка товара на склад маркетплейса, но только теперь с учётом СИ. Wildberries формирует акт приёмки — в нём указаны все коды маркировки, которые приняли у продавца.
Подведём итоги
Маркировка товаров — важный инструмент, который помогает повышать качество и безопасность товаров, сокращать объёмы контрафактной продукции. Используйте сведения из статьи и полезные ссылки — они помогут справиться с обязательной маркировкой и поставлять товары на Wildberries.