Чтобы открыть пункт выдачи Wildberries, нужно зарегистрировать бизнес и выбрать систему налогообложения. Для этого важно знать юридические и финансовые нюансы. В этом уроке расскажем:
В конце вы сможете пройти тест, чтобы проверить свои знания.
Информация в уроке относится к правилам регистрации бизнеса на территории Российской Федерации
Разберём, какие формы регистрации бизнеса подойдут для ПВЗ.
По закону открыть ПВЗ может индивидуальный предприниматель (ИП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО). Самозанятым это не разрешено.
Индивидуальный предприниматель (ИП)
Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью. Как зарегистрировать ИП, расскажем дальше
Регистрация ИП быстрая и недорогая, отчётность достаточно простая. Доходы от бизнеса — это личные деньги индивидуального предпринимателя. Он может потратить их на развитие бизнеса или на собственные нужды.
Статья 24 ГК РФ «Имущественная ответственность гражданина» говорит, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам собственным имуществом, в том числе личным.
Некоторые ошибочно думают, что у ИП в отличие от ООО есть ограничения по лимиту выручки. На самом деле таких ограничений нет. У ИП и ООО лимиты по выручке зависят от системы налогообложения, а не формы регистрации бизнеса — об этом тоже расскажем.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это юридическое лицо, компания со своим уставом и с уставным капиталом не меньше 10 000 ₽
ООО может быть учреждено одним человеком или состоять из одного человека. Процедура регистрации может быть длительнее, чем у ИП, так как пакет документов здесь больше.
Участники ООО, даже если это 1 человек, не могут просто так взять деньги из компании. Для этого придётся начислить зарплату и уплатить с неё НДФЛ и страховые взносы. Второй вариант — выплатить дивиденды. Если их выплачивают физическому лицу, то с них нужно уплатить НДФЛ, а если юридическому, то налог на прибыль.
Участники ООО отвечают по обязательствам только вложениями в уставный капитал, но не личным имуществом — об этом говорит статья 87 ГК РФ «Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью».
Если вы впервые открываете ПВЗ, можно зарегистрировать ИП. Если планируете открыть сеть ПВЗ или работать с партнёрами, подойдёт ООО. Когда будете выбирать форму регистрации, учитывайте свои планы на будущее
Чтобы зарегистрировать ИП, нужно подготовить и подать документы, в том числе заявление в ФНС по форме Р21001.
После этого вы получите:
Чтобы получить документы о регистрации ИП не только в электронном, но и в бумажном виде, укажите это в заявлении Р21001
Порядок регистрации ИП можно посмотреть на сайте ФНС России.
Это можно сделать лично или онлайн. Давайте посмотрим, какие есть варианты.
Через ФНС лично
Индивидуального предпринимателя регистрируют по адресу постоянной регистрации по месту жительства. Если такой регистрации у вас нет, налоговая разрешает зарегистрировать ИП по адресу временной регистрации. Выбрать инспекцию, в которую будете подавать документы, можно на сайте ФНС.
Через МФЦ лично
Документы на регистрацию ИП можно отнести в МФЦ — сотрудники центра сами направят ваше заявление в налоговую инспекцию. Важно прийти в тот МФЦ, где есть услуга «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Такие МФЦ можно найти на сайте «Мои документы».
Через нотариуса лично
Подать документы можно у любого нотариуса. Понадобится оплатить его услуги, а госпошлину платить не нужно. Нотариус примет документы, переведёт их в электронный вид, то есть отсканирует и подпишет своей электронной подписью (УКЭП), а затем направит в налоговую.
Через ФНС онлайн
Чтобы подать заявление на онлайн-регистрацию ИП через ФНС, нужна усиленная электронная цифровая подпись.
Через сервис «Госуслуги» онлайн
Как это сделать, читайте на сайте «Госуслуги».
Через сервис «Старт бизнеса онлайн»
Для этого потребуется учётная запись Госуслуг (ЕСИА), подтверждённая биометрия в Единой биометрической системе (ЕБС) и электронная подпись (УКЭП) — все подробности есть на сайте «Старт бизнеса онлайн».
Через юридические сервисы и банки
Многие банки помогают бесплатно зарегистрировать ИП при условии, что вы откроете у них расчётный счет. Дальше мы расскажем, как выбрать банк и открыть счёт.
Подготовка пакета документов будущего ООО может занять 1–2 месяца. Вот порядок действий:
Варианты те же, что и для ИП. Важный момент: зарегистрировать ООО через сервис «Старт бизнеса онлайн» можно при условии, что у общества только 1 учредитель — физическое лицо с гражданством РФ, и что он имеет полномочия единоличного исполнительного органа.
После регистрации необходимо открыть расчётный счёт, в течение 4 месяцев внести на него уставный капитал, организовать бухгалтерский учёт и назначить гендиректора, если это ещё не сделано
Код ОКВЭД обозначает вид экономической деятельности, которую планирует вести ООО или ИП. Он показывает налоговой, какой деятельностью вы занимаетесь. Нужно выбрать код самостоятельно и указать при регистрации ИП и ООО.
Какие коды ОКВЭД подойдут для ПВЗ
Часто выбирают один основной код и несколько дополнительных. В качестве основного подойдёт код 47.91: «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
Дополнительные виды ОКВЭД можно выбрать из этого списка:
53.20 «Деятельность почтовой связи прочая и курьерская деятельность»
52.29 «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками»
53.10 «Деятельность почтовой связи общего пользования»
52.10.9 «Хранение и складирование прочих грузов»
96.09 «Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки»
Когда вы регистрируете ИП или ООО, нужно выбрать систему налогообложения. Система налогообложения — это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством с бизнеса и физических лиц. Она влияет на налоговую нагрузку — общую сумму налогов, которую платит налогоплательщик.
Для расчёта налога с дохода берут не всю сумму выданных заказов, а только вознаграждение за выдачу заказов в ПВЗ и другие услуги, которые указаны в оферте. В некоторых системах налогообложения можно уменьшить сумму налога, если учесть определённые расходы. Но не все режимы налогообложения это позволяют — всё зависит от того, какую систему выбрал предприниматель
Существует несколько систем налогообложения, но для ПВЗ годятся не все. Здесь подойдут:
Это базовая система, которая применяется по умолчанию при регистрации ИП или ООО. Рассмотрим её особенности.
Основные налоги и ставки для ООО
Основные налоги и ставки для ИП
1. НДФЛ — до 22%. Система ставок 5-ступенчатая:
2. НДС — до 20%.
3. Налог на имущество физических лиц — до 2,5%.
4. Страховые взносы за ИП.
Если ООО или ИП привлекают сотрудников, то с вознаграждения сотрудников необходимо исчислять и уплачивать НДФЛ и страховые взносы. Кроме того, при наличии оснований, установленных НК РФ, ООО и ИП могут нести обязанности по уплате и иных налогов.
Обратите внимание, что при учреждении ООО физическое лицо не освобождается от обязанности по уплате личных имущественных налогов (например, за личный автомобиль, дачу, квартиру и т. д.).
Полезные ссылки
На ОСН нет ограничений по видам деятельности, количеству наёмных работников и размерам доходов. Однако необходимо вести бухгалтерский и налоговый учёт. При этом учёт и отчётность сложнее, а налоговая нагрузка выше.
УСН — это специальный режим для малого и среднего бизнеса с упрощённой отчётностью. Существует 2 варианта УСН:
Чем больше расходов, тем меньше база — а значит, и сумма налога. Но уменьшить налоговую базу по УСН с объектом «Доходы минус расходы» можно не на все расходы, а лишь на те, что перечислены в ст. 346.16 НК РФ Налогового кодекса РФ «Порядок определения расходов». Если по итогам года сумма налога будет менее 1% полученных доходов, то уплачивается минимальный налог в размере 1% от полученных доходов. Учтите, что все ваши расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.
Ставки, приведенные выше для двух вариантов УСН, не твёрдые. Субъекты РФ могут снижать налоговые ставки до 1% по доходам и до 5% по доходам, уменьшенным на расходы. Рекомендуем изучить таблицу «Пониженные налоговые ставки по УСН в субъектах Российской Федерации» на 2025 год.
Чтобы применять УСН, нужно соответствовать определённым условиям — лимитам. В 2025 году лимиты при УСН составляют:
Если доход предпринимателя на УСН превысит 60 млн ₽, то появится обязанность платить НДС.
О выборе ставки НДС рассказали в статье «Как выбрать ставку НДС при УСН»
Для малого и среднего бизнеса оптимальным вариантом будет УСН. Но по умолчанию при регистрации ИП или ООО применяется ОСН. Чтобы перейти на УСН, нужно подать заявление при регистрации или в течение 30 дней с даты регистрации бизнеса.
Что ещё учесть при выборе налоговой системы
Налоговая система имеет множество нюансов, которые начинающий предприниматель может упустить. Консультация бухгалтера поможет их учесть и избежать ошибок.
После регистрации ИП или ООО необходимо открыть расчётный счёт в банке. Он понадобится как для получения доходов, так и для оплаты аренды, коммунальных услуг, налогов и других расходов.
Индивидуальному предпринимателю будут нужны паспорт, ИНН и выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) — её можно заказать онлайн на сайте ФНС.
Чтобы открыть расчётный счёт для ООО, нужны паспорт руководителя или представителя, ИНН и ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ — её тоже можно заказать онлайн, а ещё устав компании плюс протокол или решение о создании ООО. В разных банках могут быть разные требования к списку документов.
Мы советуем выделить несколько банков, которые отвечают ключевым критериям, а затем выбрать самый подходящий. Важно, чтобы у банка была хорошая репутация и долгая стабильная история.
При выборе банка советуем обратить внимание на:
Тарифы и комиссии
Имеет смысл заранее уточнить в банке:
Лимиты на операции
Некоторые банки вводят максимальные суммы переводов или пополнений и берут комиссию за превышение. Могут быть установлены лимиты на количество бесплатных платежей (например, 5 в месяц, дальше — платно), а также лимит на снятие наличных. Это тоже советуем уточнить.
Чем дешевле тариф, тем обычно меньше лимиты. Обратите внимание на этот критерий
Дополнительные возможности
Часто банки предлагают полезные опции и услуги. Это онлайн-бухгалтерия и автоматизация отчётности, помощь в регистрации бизнеса, кредиты и овердрафт — если нужны заёмные средства. Советуем узнать, какие возможности есть у банков, которые вам интересны.
«Рассмотрите банк, которым вы пользуетесь как физическое лицо и который вам нравится, — советуют партнёры Wildberries Юлия Шевякова и Алина Бутенко, владелицы сети ПВЗ. — Это проще, поскольку вы уже знакомы с его сервисами и можете оценить удобство работы»