шапка
шапка
PRO WBО проектеКурсы для продавцовВебинары и мероприятияКаталог менеджеровСертификация менеджеровПроверка знаний по WBЗаписи мероприятийЖурнал о e-com
О проектеКурсы для продавцовВебинары и мероприятияКаталог менеджеровСертификация менеджеровПроверка знаний по WBЗаписи мероприятийЖурнал о e-com
Юридическая информацияПравила пользования порталомПолитика обработки персональных данных
Правила пользования порталомПолитика обработки персональных данных
Наши проектыWB ПартнёрыБаза знаний WB ПартнёрыWB StreamУниверситет RWBRWB ОбразованиеПутешествияTingliWB APIWB для бизнесаОткрыть ПВЗ
WB ПартнёрыБаза знаний WB ПартнёрыWB StreamУниверситет RWBRWB ОбразованиеПутешествияTingliWB APIWB для бизнесаОткрыть ПВЗ
Связаться с намиКанал поддержки
Канал поддержки
СотрудничествоСертифицированные курсыЗапустить проект с WB
Сертифицированные курсыЗапустить проект с WB

Мы в соцсетях

  • vk иконка
  • telegram иконка
  • rutube иконка
  • wibes иконка
шапка
2023 - 2025 © PRO Wildberries, Wildberries. Адрес для направления юридически значимых сообщений: sales@wildberries.ru

Не просто продавец: как владельцу бренда подготовиться к pre-IPO и привлечь капитал

Кому подойдёт и как подготовиться — рассказываем с Минфином

22 дек 2025

В условиях развития цифровой экономики и роста популярности инвестиций всё больше перспективных компаний, начинавших с продаж на маркетплейсах, рассматривают новые пути для масштабирования. Один из самых эффективных инструментов привлечения без долгового финансирования — pre-IPO. Минфин России и журнал WB Insight подготовили материал для владельцев растущих брендов, которые хотят привлечь серьёзное финансирование, не теряя контроль над бизнесом.

В России с 2020 года активно растёт интерес населения  к инвестициям, в том числе к покупке акций крупных компаний. Этот бум вызван сразу несколькими факторами: повышением финансовой грамотности населения, бурным развитием онлайн-брокеров и нехваткой других выгодных финансовых инструментов.

Но у малых и средних предприятий (МСП), несмотря на прогресс, всё ещё недостаточно возможных источников для привлечения внешних финансовых ресурсов в свой бизнес. В качестве альтернативы заёмному финансированию ​​сегодня можно рассмотреть привлечение капитала через сделки  pre-IPO.

Чтобы привлечь дополнительные инвестиции в свой бизнес, компании могут продавать акции на специальных площадках до размещения на бирже. Этот способ масштабирования на переходном этапе поможет собрать необходимую сумму на дальнейшее развитие и привлечь рыночных инвесторов без долгов и уплаты процентов.

Pre-IPO для продавца Wildberries: как это работает

Обычно продавцы на маркетплейсах действуют по такому сценарию: сначала вкладывают свои деньги, потом, чтобы вырасти в полноценную компанию, возможно, берут кредит. Но чтобы вырасти в 10 раз, нужны очень большие суммы.

Pre-IPO — это закрытая продажа части вашей компании частным инвесторам, крупным фондам, бизнес-ангелам до того, как выйти на биржу.

Проще говоря, предприниматель продаёт, например, 10% своей компании за несколько миллионов. Эти деньги он вкладывает в масштабирование, а инвесторы получают долю, помогают и верят, что в будущем, когда компания вырастет, их доля будет стоить в десятки раз дороже.

Привлечение дополнительного инвестора в капитал компании улучшает её финансовое положение и позволяет, например, привлечь дополнительные кредитные средства для своего развития.

В 2025 году прошло 165 сделок по привлечению инвестиций непубличными акционерными обществами путём продажи акций через инфраструктуру краудфандинговых платформ

Кому подходит

Стабильным амбициозным компаниям, которые уже достигли промежуточных успехов и хотят реализовать свой потенциал роста. Тем, кто на протяжении пары лет имеет выручку более 250 млн рублей и готов к выстраиванию диалога с инвесторами.

Что получает компания

Если ваш бренд стабильно растёт, у вас есть команда и амбиции, pre-IPO открывает двери в другую лигу. 

Где проходит

На онлайн-площадках для частных инвесторов — в специальном разделе биржи или на краудинвестинговой платформе — или через инвестиционные компании и специализированные фонды.

Категории инвесторов, которых можно привлечь

  • Бизнес-ангелы.
  • Венчурные фонды, хедж-фонды.
  • Институциональные инвесторы.
  • Физические и юридические лица с ограничениями по объёму вложений.
  • Квалифицированные инвесторы — квалы, физические и юридические лица, у которых есть доступ к высокорисковым финансовым инструментам.

Российский рынок сложных инвестиций продолжает расти. Число квалифицированных инвесторов достигло 918 000. И все они могут совершать сделки на внебиржевом рынке Московской Биржи, причём в среднем 3 000 таких инвесторов делают это каждый день.

Чем регулируется

Регулирование сделок pre-IPO касается ряда законов:

  • № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996,
  • № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995,
  • № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.08.2019.

Как  поддерживается 

Расходы на размещение ценных бумаг с 2025 по 2030 год можно компенсировать. Чтобы получить субсидии, малым и средним компаниям нужно соответствовать критериям, которые утвердило Минэкономразвития России.

Компания может возместить расходы на привлечение инвестиций, включая услуги платформы, аудиторов, юристов и маркетинг. Максимальная сумма компенсации — 15 млн рублей.

Готов ли мой бизнес к pre-IPO? Чек-лист для продавца

Pre-IPO — это не для стартапа, который только вчера начал продавать, а для зрелого бизнеса. Вам стоит задуматься о pre-IPO, если соблюдены эти условия.

Путь компании к pre-IPO: 3 ключевых этапа

Прежде чем компания сможет привлечь крупные инвестиции, ей нужно пройти подготовительный путь. Условно его можно разделить на 3 основных этапа.

1. Подготовка и «приведение в порядок»

Компания готовится к встрече с инвесторами: меняет форму с ООО на АО, разрабатывает стратегию роста, привлекает консультантов и организатора сделки, готовит все юридические документы и проводит независимый финансовый аудит.

2. Поиск инвесторов и переговоры

На этом этапе компания активно ищет тех, кто готов в неё вложиться. Она представляет себя инвесторам, проводит презентации и ведёт переговоры об условиях сделки.

Успешное размещение — это не спонтанное событие, а финальный этап долгой подготовительной работы. Чтобы пройти этот путь правильно и избежать дорогостоящих ошибок, основателям и топ-менеджерам стоит заранее погрузиться в специфику публичного рынка. Этому, например, посвящена программа «Путь к IPO», которую проводит Московский инновационный кластер. Также полезные знания можно получить в «Сколково» и в Академии для эмитентов Московской Биржи, где учат тонкостям взаимодействия с инвесторами и регуляторами.

Совет: создайте «Инвестиционную презентацию» (Pitch Deck). В ней просто и понятно объясните, чем уникален ваш бренд, какой у вас объём продаж и рост, кто ваша команда, куда вы планируете инвестировать и как это увеличит прибыль. Будьте готовы к диалогу. Инвесторы будут задавать неудобные вопросы. Вы должны знать свой бизнес вдоль и поперёк

3. Завершение сделки

Финальный этап, когда все договорённости фиксируются юридически: стороны подписывают инвестиционное соглашение, и инвесторы переводят деньги в обмен на долю в компании.

В среднем процедура pre-IPO занимает порядка 6–9 месяцев

Успешные кейсы реализации pre-IPO

Теперь давайте посмотрим на реальные истории компаний, которые использовали этап pre-IPO для значительного роста. Эти примеры показывают, как привлечение инвестиций на специальных платформах помогает бизнесу масштабироваться, повышать узнаваемость и готовиться к выходу на биржу.

Представленная ниже информация собрана из открытых источников — новостных публикаций, данных платформ и официальных сообщений компаний. Эти кейсы — для иллюстрации общих рыночных трендов и возможностей.

«Цифровые привычки» крупнейшая pre-IPO сделка на российском рынке

В 2025 году группа компаний «Цифровые привычки» привлекла на площадке МОЕХ Start 900 млн рублей от розничных и институциональных инвесторов. Компания занимается разработкой ПО для банков и развивает платформу для быстрого тестирования IT-проектов. Её акции активно торгуются на внебиржевом рынке: их ежедневный оборот достигает 5 млн рублей, а цена на 5% выше цены размещения.

«Самолёт Плюс»: крупнейшая сделка pre-IPO на инвестиционных платформах России

В 2024 году сервис «Самолёт Плюс», который входит в «Группу Самолёт», провёл на инвестиционной платформе Zorko крупнейшее в России pre-IPO. Сервису удалось привлечь 825 млн рублей всего за 3 месяца. Рекордным стало не только количество привлечённых средств, но и число участников: в раунде зарегистрировано около 2 000 частных инвесторов.

«Бери заряд!»: путь от привлечения 750 млн рублей до сделки с «Яндексом» 

В том же году сервис «Бери заряд!» привлёк 750 млн рублей в ходе раунда pre-IPO на платформе Rounds, закрыв книгу заявок за 3 дня. Основными инвесторами выступили институциональные игроки. Уже в конце года компанию купил «Яндекс». Стоимость сделки, по некоторым оценкам, составила 3 млрд рублей.

Hyper (АО «Новая энергия»): рост на 140% после привлечения краудлендинга

В августе 2023 года производитель зарядных станций Hyper провёл раунд финансирования pre-IPO на краудлендинговой платформе и привлёк 350 млн рублей. Из них 127 млн рублей поступило от 750 частных инвесторов.

Этот шаг позволил компании не только получить финансирование, но и создать сообщество лояльных клиентов-акционеров. Эффект от привлечения инвестиций подтверждается ростом выручки на 140% по итогам 2024 года.

Henderson: успешное IPO и двузначный прирост выручки в течение последних двух лет

В 2023 году производитель мужской одежды Henderson, активно представленный на Wildberries, провёл IPO на Московской Бирже. Компания привлекла 3,8 млрд рублей, выбрав прямой путь к публичности без этапа pre-IPO.

Результаты оказались впечатляющими: к ноябрю 2025 года рыночная капитализация Henderson превысила 21,2 млрд рублей.

Pre-IPO — мощный инструмент, который может превратить ваш успешный бизнес на Wildberries в крупную, системную и дорогостоящую компанию. Это как перейти из лиги талантливых любителей в лигу профессионалов. Процесс этот сложный и требует готовности делиться контролем, но открывает возможности, о которых большинство продавцов может только мечтать.

Картинка статьи - Не ПВЗ, а сказка: как украсить пункт к новогоднему сезону

Не ПВЗ, а сказка: как украсить пункт к новогоднему сезону

Превратите ваш ПВЗ в бутик, который раскрывает атмосферу сезона. Тогда каждое посещение станет праздником, когда хочется заказывать снова и снова, примерять настроение, выкупать подарки. И ставить высокие оценки. В статье рассказали, как небанально украсить пункт выдачи к новогоднему сезону.

16 дек 2025
Картинка статьи - Покупатель ищет эмоции: новогодние тренды 2026

Покупатель ищет эмоции: новогодние тренды 2026

Грядущий Новый год — это не про мишуру, а про ценности. Узнайте, как тренды на ностальгию, персонализацию и осознанность помогут вам увеличить продажи на предпраздничном Wildberries.

9 дек 2025
Картинка статьи - Не ПВЗ, а сказка: как украсить пункт к новогоднему сезону

Не ПВЗ, а сказка: как украсить пункт к новогоднему сезону

Превратите ваш ПВЗ в бутик, который раскрывает атмосферу сезона. Тогда каждое посещение станет праздником, когда хочется заказывать снова и снова, примерять настроение, выкупать подарки. И ставить высокие оценки. В статье рассказали, как небанально украсить пункт выдачи к новогоднему сезону.

16 дек 2025
Картинка статьи - Покупатель ищет эмоции: новогодние тренды 2026

Покупатель ищет эмоции: новогодние тренды 2026

Грядущий Новый год — это не про мишуру, а про ценности. Узнайте, как тренды на ностальгию, персонализацию и осознанность помогут вам увеличить продажи на предпраздничном Wildberries.

9 дек 2025