Маркировка товара: какие товары подлежат и как зарегистрироваться в системе «Честный знак»
С 1 сентября добавились новые категории товаров, которые нужно маркировать. В серии статей о маркировке наглядно и коротко рассказываем об этом непростом процессе. В первой части — о том, какие товары маркировать и как зарегистрироваться в системе «Честный знак».
«Честный знак» — это система, которая прослеживает путь товара от производства до финальной продажи и оберегает покупателя от контрафакта и подделок. В 2025 году большинство товаров нужно маркировать, и этот список постоянно пополняется. Поэтому мы решили создать серию статей, которая поможет продавцам разобраться в этом процессе.
В первой части вы узнаете:
- какие товары маркировать,
- что понадобится для регистрации в системе «Честный знак»,
- как зарегистрироваться.
Какие товары нужно маркировать
В сентябре 2025 года маркировать нужно эти категории товаров.
Все категории можно посмотреть на сайте «Честный знак», в разделе «Товарные категории». Для пилотных проектов маркировка пока не обязательна, но в будущем маркировать нужно будет и эти категории. Рекомендуем регулярно отслеживать обновления.
На сайте «Честный знак» вы можете проверить по кодам ТН ВЭД или ОКПД2, нужна ли вашим товарам маркировка
Как работать с маркированными товарами
Для этого понадобится 5 шагов.
Чтобы вам было проще разобраться с процессом маркировки, рассказывать о каждом этапе будем на примере Сергея.
Шаг 1. Зарегистрировать бизнес
По закону продавать маркированные товары могут только ИП и ООО. У Сергея оформлено ИП, так что он спокойно работает с разными типами товаров.
Шаг 2. Получить электронную подпись
Электронную подпись нужно получить, чтобы подписывать документы онлайн и не отправлять их по почте. Для работы с маркированными товарами нужна КЭП — то есть квалифицированная электронная подпись, она наиболее защищена. Получить её можно в отделении ФНС.
ОГРНИП или ОГРН и ИНН юрлица вы можете найти на сайте налоговой. USB-токен выглядит как флешка. Иногда её выдают вместе с КЭП в налоговой. А ещё можно купить её можно в автоматах в некоторых отделениях ФНС, на маркетплейсах и в магазинах техники
Где получить КЭП
- В налоговой — выберите из списка пунктов выдачи.
- В некоторых банках — введите в поиске «электронная подпись» и название интересующего вас банка.
Шаг 3. Зарегистрироваться в системе «Честный знак»
Установка программ для работы с КЭП
Первым делом нужно установить на компьютер все нужные программы.
- Программу СКЗИ, то есть средств защиты криптографической информации, которая позволяет работать с КЭП. Выберите одну из программ: «КриптоПро CSP» или «VipNet CSP».
- Учтите, что пробная версия работает всего 3 месяца — нужно купить постоянную лицензию.
- Криптографический плагин «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» — он позволяет работать с КЭП прямо в браузере.
- Если вы работаете с «Рутокен», ещё понадобятся «Драйверы Рутокен для Windows» и «Рутокен Плагин».
Инструкцию, как установить все эти программы, вы найдёте на сайте «Честный знак»
Если не пройти все эти шаги, не получится зарегистрироваться в системе «Честный знак». Появится такое сообщение.
Регистрация в ГИС МТ
Следующий шаг — зарегистрироваться в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ).
1. Перейдите на сайт https://markirovka.crpt.ru/register.
2. Нажмите «Регистрация».
3. Выберите нужный сертификат КЭП.
4. Заполните номер телефона и email.
5. Нажмите «Отправить заявку». Если всё хорошо, в течение 2 дней на электронную почту придёт письмо с результатами и ссылкой для входа.
Вход в ГИС МТ
1. Когда пришло письмо с подтверждением регистрации, зайдите на тот же сайт https://markirovka.crpt.ru/register.
2. Нажмите «Войти с электронной подписью», выберите свою КЭП.
3. Заполните свои данные. Большинство из них подтянутся на основании вашей электронной подписи. А некоторые поля нужно дозаполнить самостоятельно.
4. Добавьте категории товаров, с которыми вы работаете и выберите тип участника:
- производитель,
- импортёр,
- оптовая торговля,
- розничная торговля.
Если вы не импортёр или производитель, для работы на маркетплейсе выбирайте пункт «розничная торговля».
Можно выбрать сразу несколько ролей для товарной группы
5. Укажите банковские реквизиты.
Важно указать реквизиты счёта именно для юрлица или ИП, а не счёт физического лица
6. Укажите информацию, чтобы подключиться к оператору ЭДО Lite. Это бесплатно. Заполните свои фамилию, имя, отчество и номер телефона.
Для ИП достаточно оператора ЭДО Lite, а вот ООО лучше подключить другого
7. Нажмите кнопку «Отправить». После этого вы сможете авторизоваться в системе. После входа на экране появятся плитки товарных групп, которые вы выбрали. Вам нужно подписать документы по каждой группе.
Готово! После подписания всех документов вам откроются все функции системы «Честный знак».
Подведём итоги
«Честный знак» — это система, которая прослеживает путь товара от производства до финальной продажи и оберегает покупателя от контрафакта и подделок. Полный список маркируемых товаров вы найдёте на сайте «Честный знак».
Работать с маркированными товарами могут только ИП и ООО. Если вы самозанятый, продавать такие товары не получится.
Чтобы продавать маркированные товары, понадобится:
- Получить в налоговой электронную подпись.
- Установить на компьютер программы для работу с электронной подписью — СКЗИ и криптографический плагин.
- Зарегистрироваться в системе «Честный знак».
- Подписать документы по товарным группам, которые вы планируете продавать.
В следующих статьях расскажем о том, как выпускать и оплачивать коды маркировки, как маркировать товары, если вы производитель или импортёр, и что делать, если вы перекупаете товары.
Дополнительные материалы
1. Проверка товара на обязательность маркировки
2. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде